Наверх
Международная палитра Сахаровского фестиваля

 

В эти дни в Нижнем Новгороде продолжается XIV международный фестиваль искусств имени А. Сахарова «Русское искусство и мир». Одна из его ключевых идей – развитие творческих контактов и укрепление культурных связей между странами. Следуя этой идее, организаторы Сахаровского фестиваля предложили нижегородской публике обширную международную программу. Это Дни Франции (1, 10 июня), Дни Нидерландов (2 и 3 июня) и концерт «Новые оперные имена Америки» (9 июня). Программа концертов была весьма разнообразной: от оперной мировой классики до джаза, от современной «чистой музыки» - до синтетического искусства.

 

ДНИ ФРАНЦИИ

Дни Франции, прошедшие при поддержке Посольства Франции в России, Французского Института, Альянс Франсез Нижний Новгород и Росбанка, уже стали доброй традицией Сахаровского фестиваля.

В этом году Дни Франции открылись 1 июня концертом джазовой группы «Rimendo» «Джаз и поэзия: озорные импровизации». Соединение поэзии и музыкальности отразилось уже в самом названии группы, которая соединяет итальянскую певучесть с французской игрой слов («Rythme en Do» – «Ритм в тональности До»).

В этот вечер, стихи знаменитых французских поэтов разных эпох и стилей (Бодлера, Арагона, Превера, Апполинера), однажды уже положенные на музыку известными шансонье (Брассенс, Ферре, Греко) прозвучали в новом облике. Так, как они осмысливаются и чувствуются сейчас, людьми XXI века.

Своим видением поэзии и музыки поделилась Виржини Пейраль, пианистка, аранжировщик и лидер проекта Rimendo: «Я всегда выбираю те тексты, которые близки мне по духу. Мне не очень нравится то, что сейчас называется «текстами», поэтому я предпочитаю Бодлера и других французских поэтов. Их стихи удивительны, они прекрасно ложатся на музыку. Они также отражают и мою личную историю.

Например, рождение нашей группы во многом связано с песней «Нет счастливой любви» на стихи Арагона. Когда-то это была любимая песня моего деда. Я выучила эти стихи еще в школе.

А «Маризибиль» Апполинера – это история о женщинах легкого поведения, которые жили в Германии. В Париже я тоже видела подобных женщин. Иногда говорила с ними об их судьбе. Так что и этот сюжет я тоже пропустила через себя. Вообще наш концерт – это история человеческой жизни. Депрессия, радость, страсть. И все это очень понятно джазу».

Творческие идеи Виржини Пейраль поддерживают и другие участники группы: Жюльен Алур (труба, рожок), Силвен Дюбрез (контрабас), Николя Групп (ударные) и очаровательная вокалистка, Лу Тавано, обладающая одновременно сильным и мягким тембром. Состав «Rimendo» - музыканты, не только владеющие джазовой техникой, но и обладающие внутренней свободой, спонтанностью, «открытым разумом», способностью искать и создавать нечто новое.

Вероятно, именно эти качества помогают участникам квинтета не просто воспроизводить знаменитые мелодии и тексты, но и вести живой диалог с поэтами и музыкантами прошлого. Соглашаться и спорить с ними, перевоплощаться в созданных ими персонажей, пропускать каждую стихотворную строфу и мелодию через собственную душу. Создавать «озорные импровизации между поэзией и джазом».  

***

Дни Франции продолжились 10 июня выступлением Михаила Рудя. концертирующего пианиста и автора необычных проектов, соединяющих музыку и визуальное искусство.

В первом отделении Михаил Рудь исполнил пьесы классиков XX века («В пейзаже» Джона Кейджа, «Musica Ricercata» №2 Дьёрдя Лигети, Метаморфоза №1 Филипа Гласса, «Для Алины» Арво Пярта и «Perpetum Mobile» Дьёрдя Куртага). Оттеняли современные пьесы четыре Интермеццо Иоганнеса Брамса, также прозвучавшие в общем медитативном ключе.

Как подчеркнул сам пианист, первое отделение представляло собой «воображаемый музей XX века, объединенный идеей внутреннего ландшафта, пейзажа. Все это музыка совершенно понятная и, в каком-то смысле, даже более доступная сегодняшнему слушателю, чем многие произведения классической музыки».

Идея внутреннего ландшафта чрезвычайно близка Михаилу Рудю. В отличие от многих современных пианистов, эмоциональных, энергичных, экстравертных, он – пианист-интроверт, погруженный в себя, размышляющий за роялем. Он касается клавиш мягко и осторожно, любит использовать педаль, отчего звук становится зыбким, как бы рассеянным в пространстве.

Подобная манера исполнения свойственна и синтезированным проектам Михаила Рудя, в которых визуальные образы словно проистекают из музыки.

В своем новом проекте «Гении анимации» Михаил Рудь обратился к мультипликационным фильмам Нормана Макларена и Александра Алексеева. Здесь он выступил не только как пианист, но и как автор, тонко чувствующий звуковое настроение фильма.

Фантазийная реальность фильмов Макларена («Фантазия», «Сферы», «Точки»), выстроенная из ярких цветовых пятен и абстрактных фигур, удивительным образом сочеталась с музыкой Вагнера и Листа, позднего Скрябина, Лигети и Дебюсси

Сюрреалистический мир Александра Алексеева («Нос», «Картинки с выставки», «Три образа») соединялся с прокофьевскими «Мимолетностями» и «Картинками с выставки» Мусоргского.

Эту тонкую взаимосвязь изображения и музыки Михаил Рудь интуитивно чувствовал в самих картинах и извлек ее на поверхность: «Алексеев и Макларен начинали с музыки. Они слушали музыку и следовали своим художественным замыслам. Живописная сторона в их работах как бы аккомпанирует музыке. В этом принципиальная разница между тапером, играющим перед немым фильмом и этими проектами».

ДНИ НИДЕРЛАНДОВ

Иные краски в международную программу Сахаровского фестиваля внесли Дни Нидерландов, организованные при поддержке Посольства Королевства Нидерланды и издательства «Donemus». Они открылись 2 июня симфоническим концертом в Кремлевском зале филармонии и продолжились 3 июня на базе Государственного центра современного искусства «Арсенал».

Главной идеей организаторов Дней Нидерландов стало стремление не только представить нижегородской публике музыку этой страны, но и показать особенности ее культуры в целом. Так, 3 июня в «Арсенале» состоялся Концерт-мастерская для детей «Body Percussion», демонстрирующий инновации в области музыкального образования.

Вечером того же дня Дафо ван Пёрсен, директор музыкального издательства Donemus, прочел лекцию об особенностях современной музыкальной жизни Нидерландов.

Однако центром притяжения все же оставались концерты, на которых была представлена академическая музыка Нидерландов.

На концерте 2 июня, прошедшем в Кремлевском концерном зале филармонии, звучали симфонические произведения: «Птицы» А. Дипенброка, созданные в 1917 году в духе позднего романтизма. Колоритное, кинематографичное сочинение современного композитора Якоба тер Фелдхауса «Золотая лихорадка» для дуэта ударных с оркестром (солисты – Доминик Флейсхауверс и Сергей Буранов) с элементами джаза и рок-музыки. Наконец, «Canto Ostinato» Симеона тен Хольта, произведение, написанное в технике минимализма и ставшее своеобразным «лейтмотивом» Дней Нидерландов.

Оно звучало в эти дни дважды, но в различном контексте. И каждый раз приобретало новый смысл.

2 июня была исполнена оркестровая версия «Canto Ostinato», созданная в апреле 2016 года и впервые исполнявшаяся за пределами Нидерландов Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии под управлением Рене Гуликерса.

В обработке для большого симфонического оркестра музыка, сотканная из кратких фраз, в которых угадывались элементы европейской киномузыки, популярной эстрады, фольклорной песенности, напоминала постепенное пробуждение гигантского организма. Робкие интонации становились смелее, диапазон шире, подключались новые инструменты (от струнных к медным-духовым), в мелодическую ткань проникали диссонантные созвучия – и этот оркестровый «организм» начинал дышать и жить. До самого финала произведения.

А 3 июня – «Canto Оstinato» прозвучало в камерном киноконцертном зале ГЦСИ «Арсенал» в исполнении Доминика Флейсхауверса (вибрафон) и Московского Ансамбля Современной музыки (Михаил Дубов-фортепиано, Иван Бушуев-синтезатор, Дмитрий Власик-маримба). Четыре инструмента, каждый со своим индивидуальным тембром, вносили совершенно иные оттенки, нежели симфонический оркестр: зыбкость, хрупкость, отточенность, даже некоторую механистичность.

Музыка «Canto Ostinato» сопровождалась показом фильма «Holland from above» (реж. Карел Томей и Йерун ван Вейн), демонстрирующего Нидерланды с высоты птичьего полета. Его дома, разноцветье полей, графичность городских пейзажей, цветная мозаика машин и сооружений воспринимались как произведения актуального искусства. Исполнение «Canto Ostinato» в «Арсенале» превратилось в перформанс, где музыка и изображение слились в единое гармоничное целое.

США: НОВЫЕ ОПЕРНЫЕ ИМЕНА АМЕРИКИ

В этом году международную палитру Сахаровского фестиваля также дополнили Соединенные Штаты Америки. 9 июня, при Поддержке Посольства США в России, а также при участии Продюсерского агентства «Турне» в филармонии состоялся концерт «Новые оперные имена Америки».

В первом отделении прозвучали произведения оперной классики (Верди, Пуччини, Вагнер, Гуно, Бизе). Во втором – фрагменты опер и мюзиклов американских авторов (Джоплин, Роджерс, Бернстайн, Гершвин), в том числе, знаменитой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».

Главный акцент в избранной программе ставился не столько на виртуозность, головокружительность пассажей и колоратур, сколько на драматизм, богатство эмоциональных оттенков и мелодическую красоту оперных шедевров. И это позволило артистам показать свои сильные стороны: артистизм, темперамент, отличную дикцию, поразительное ощущение ансамбля (в дуэтах). А главное – природную красоту и силу голосов. Зрители по достоинству оценили звонкое, подвижное сопрано Джанин Бёрнетт, мягкое насыщенное меццо Деборы Нэнстил, бархатистый, свободно льющийся тенор Исайи Сэвиджа, устойчивый и глубокий баритон Реджинальда Смита-младшего.

Особенно эффектным стало второе отделение концерта, в котором романтические песни из мюзиклов соединились с броскими, раскованными номерами американских опер.

Нужную ноту внес и Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии, которым в этот вечер дирижировал американец Уилли Энтони Уотерс. В раскрепощенных, призывных фразах медных-духовых, в энергичных ритмах ударных слышались отголоски американских джазовых биг-бэндов.

Пять «международных дней» Сахаровского фестиваля прошли с большим успехом. Каждый из зрителей смог найти нечто свое: любители джаза были покорены французской группой «Rimendo». Поклонники оперного пения аплодировали солистам из США. Знатоки современной академической музыки и актуального искусства по достоинству оценили произведения нидерландских композиторов и выступление Михаила Рудя.

Как отметила художественный руководитель Сахаровского фестиваля Ольга Томина, фестиваль направлен, прежде всего, на развитие идеи мира, красоты и любви к музыке. Не случайно его главная идея – «Русское искусство и мир». Ведь искусство – это великая сила, объединяющая людей, на каком бы языке они не говорили, в какой бы стране они не жили. 

Материал подготовлен музыковедом О.Платоновой

13 Июнь 2016