Наверх
Денис Мацуев: игра с огнем

 30 мая в Нижнем Новгороде открылся XIV Международный фестиваль искусств имени А. Сахарова «Русское искусство и мир». В первый день фестиваля на сцене Кремлевского концертного зала выступил Денис Мацуев. Пианист исполнил произведения русской классики первой половины XX века: «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, «Прометея» Скрябина и Второй концерт Прокофьева. На пресс-конференции музыкант подчеркнул значение Сахаровского фестиваля, который «уже давно занял прочную нишу среди огромного количества других фестивалей» и который «остается в русле лучших традиций филармонии, заложенных Шостаковичем, Ростроповичем, Гусманом, Рихтером».

 

Для Сахаровского фестиваля Мацуев избрал сложнейшую программу. Он отдал дань уважения Сергею Прокофьеву, 125-летие которого торжественно празднуется в этом году. Исполнил любимого и глубоко почитаемого им Рахманинова, а также Александра Скрябина, которого назвал «одним из самых больших новаторов XX века, обладающих удивительным языком: могучим и экспрессивным».

Сам пианист объяснил выбор произведений их неординарностью: «начало XX века было удивительным временем. - Отметил Мацуев. - В это время родилось огромное количество композиторов, художников, писателей, это был своеобразный прорыв. Были созданы оригинальные произведения для оркестра».

Кроме того, избранные произведения близки по духу и самому музыканту: «Я очень люблю эту музыку. Если нет любви, нет контакта, не стоит ее исполнять».

В этот вечер Денис Мацуев продемонстрировал лучшие стороны своего таланта: темперамент, неиссякаемую энергию, техническую отточенность и виртуозность вкупе со всепоглощающей эмоциональностью и артистизмом: «То, что мы сегодня делаем здесь – это, в хорошем смысле слова, сумасшедшая комбинация. Потому что каждое из этих произведений требует полной отдачи и огромных затрат энергии. А три произведения в одном концерте – это забег на марафонской дистанции. – Подчеркнул Мацуев. – Но моя цель – не ставить рекорды. Просто я люблю играть большие, монографические, монументальные программы. Три концерта Чайковского – или концерты Шостаковича, Листа и Рахманинова в один вечер. Я получаю удовольствие, если весь вечер нахожусь на сцене. Мне недостаточно двадцати минут. Безусловно это сложно физически, но на сцене я получаю мощный заряд энергии из зала… Три концерта подряд – это самый лучший «допинг», вдохновение и огромное счастье. Это действительно дорогого стоит».

Стиль игры Дениса Мацуева напоминает его манеру общения. В нем есть свобода, непринужденность, искренность и, вместе с тем, абсолютная точность, ясность и логичность музыкальной мысли. Он прекрасный собеседник: умеет вести диалог с композитором, подчеркивая особенности авторского замысла. И в то же время - никогда не теряет собственного лица, своей творческой индивидуальности.

В его пианистической трактовке все упорядоченно. Каждая деталь, каждая музыкальная фраза находятся в согласии друг с другом.

Исполняя «Рапсодии на тему Паганини» на открытии Сахаровского фестиваля музыкант подчеркнул брызги и переливы рахманиновской концертной фактуры, ритмическую отточенность скерцозных эпизодов, просветленность элегичность лирической вариации, строгость и неумолимость средневековой секвенции Dies Irae («День гнева»), которая пронизывает ткань рапсодии и полностью поглощает тему блестящего 24-го каприса Паганини.

Во Втором концерте Денис Мацуев акцентировал богатство прокофьевских образов: утонченность и прихотливость лирики, острую ритмичность и динамику I и III частей (Интермеццо), стремительный бег пассажей (во II части, Скерцо), элементы русской песенности (в IV части).

Но главным смысловым акцентом первого фестивального вечера стала не «Рапсодия» Рахманинова, и не Второй концерт Прокофьева, прозвучавший во втором отделении, а «Прометей» («Поэма огня») Александра Скрябина. «Я играю «Поэму огня» лет пять. - Заметил Денис Мацуев. – Впервые мы исполнили ее с Валерием Гергиевым в Лондоне. Это был специальный заказ. Я не сразу к этому произведению пришел. Но сейчас мне очень близка эта магическая музыка света по своей энергетике, масштабу и экспрессии».

«Поэма огня» (или «Прометей») для большого симфонического оркестра, смешанного хора, и солирующего фортепиано – произведение редко исполняемое. Оно требует от всех участников определенной смелости и полной эмоциональной отдачи. Созданный музыкантами образ огненной стихии получился кинематографичным. Оркестр представлял собой общий план, на котором разворачивалось основное действо.

Кластеры, резкие диссонансные сочетания и хрустальные хрупкие интонации пианиста словно передавали игру прометеевского огня.

Гармоничное впечатление подчеркивал общий баланс звучания пианиста и оркестра. Мацуев отметил этот уровень взаимопонимания с Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Александра Скульского: «В Нижнем Новгороде я каждый раз играю что-то новое. Репертуар безграничный. И это настолько здорово, что оркестр может позволить себе играть музыку абсолютно разных эпох, причем с одинаковым качеством. Эта программа – не исключение. Не каждый оркестр может исполнить подобное. Я под большим впечатлением от того, насколько блестяще оркестр справляется с этим… Я всегда еду в Нижегородскую филармонию с каким-то особым чувством. Чувством совместного музицирования».

В исполнении «Прометея» также участвовал Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» (художественный руководитель Борис Мокеев), который гармонично влился в музыкальную фактуру и словно стал еще одним инструментом оркестра. Финальный хоровой вокализ, провозглашающий вместе с оркестром тему Разума, увенчал произведение.

Первый вечер фестиваля Денис Мацуев завершил двумя бисами: филигранной «Музыкальной табакеркой» Лядова и стремительной III частью 7 сонаты Прокофьева. Но и тогда взволнованная, восторженная публика не хотела отпускать музыканта, приветствуя его стоя продолжительными аплодисментами.

Открытие XIV Международного фестиваля искусств стало праздником классической музыки. Музыки, которая, по мнению Дениса Мацуева, «лечит душу в наше неспокойное время. Классическая музыка – это глоток свежего воздуха в любой точке света».

 

Материал подготовила музыковед Олеся Платонова

03 Июнь 2016