Наверх
«Музыка звезд»: Сергей РОЛДУГИН и Андрей ТАРАНУХА в Нижегородской филармонии

6 марта, в среду, в 18.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Кремлевский концертный зал Нижегородской филармонии на концерт проекта «Музыка звезд». В сопровождении Академического симфонического оркестра филармонии выступят: художественный руководитель Дома музыки Сергей Ролдугин (виолончель) и лауреат международных конкурсов Андрей Тарануха (ударные инструменты). В программе – сочинения Дебюсси, Массне, Сен-Санса, Сежурне, Чайковского и Лядова. Дирижер – Народный артист России Владимир Понькин.

Программу вечера откроет прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», написанная в 1892 году по эклоге поэта-символиста Малларме. Это очень своеобразная иллюстрация стихотворения, состоящая из невероятно красочных музыкальных пейзажей, следующих один за другим и погружающих в мир пасторальной античности. Премьера состоялась в декабре 1894 года в Париже. Это первое симфоническое произведение композитора, в котором в полной мере проявился его индивидуальный импрессионистский стиль.

Творчество современного французского композитора и перкуссиониста Эммануэля Сежурне многогранно – он сочиняет для симфонического оркестра, хора, театра и кино. В своих сочинениях композитор смело соединяет черты классической европейской и ультрасовременной музыки. Его произведения для ударных инструментов отличаются позитивной энергетикой и музыкальной выразительностью. В программе прозвучит Концерт для маримбы и струнного оркестра – великолепное сочинение, создающее удивительное пространство, в котором реальность как будто перетекает в иную плоскость. И этот спецэффект возникает благодаря звукам маримбы. Сочинение пользуется особой популярностью, потому что позволяет услышать маримбу в «романтическом контексте». А само исполнение – это еще и яркое, завораживающее действо.

Программу продолжит Симфоническая картинка Анатолия Лядова «Волшебное озеро» (1908). «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!», - так композитор описал свой музыкальный пейзаж. В этом сочинении воплотилась давняя мечта композитора. В начале 90-х годов XIX века он задумал написать оперу, но так и не сделал этого. Эскизы к этой опере и стали в результате «озером». Замысел воплотился спустя почти 20 лет. Короткие легкие мотивы, прозрачная оркестровка, приглушенные тембры создают законченную сказочную картину, наполненную покоем и гармонией.

«Вот это, наконец, настоящая музыка!», - так оценил Лист Вариации на тему рококо для виолончели Чайковского. Тема, представленная Чайковским в восьми вариациях, сочетает в себе русскую напевность, лиризм, ясность и чистоту рисунка. Название, отсылающее к XVIII веку, отражает стиль произведения – галантный и изысканный. Комментарием к пьесе можно считать слова, адресованные автором первому исполнителю Вильгельму Фитценгагену, которому посвящено сочинение: «Знаешь ли ты, что такое рококо? Это легкая, безмятежная радостность». Премьера Вариаций состоялась в Москве 18 ноября 1877 года. Позднее виолончелист внес ряд существенных изменений в партитуру. С тех пор существует две версии сочинения. В программе Вариации на тему рококо Чайковского прозвучат в редакции Вильгельма Фитценгагена.

В марте 1894 года в парижской Grand Opera состоялась премьера лирической оперы Жюля Массне «Таис» по мотивам одноименного романа Анатоля Франса. Опера не часто попадает в репертуар театров. Но особой популярностью пользуется интермеццо из второго акта – «Размышление» («Meditation») – изящная лирическая, мечтательная композиция. Этот фрагмент часто исполняется отдельно и аранжирован для различных инструментов.

Сюиту «Карнавал животных» Камиль Сен-Санс написал за несколько дней в феврале 1886 года. Шутливые миниатюры этой «зоологической фантазии» изображают птиц, рыб, зверей. Сен-Санс наполнил музыку их голосами, звуками воды. Только одна из четырнадцати частей сюиты выбивалась из общего юмористического настроя – «Лебедь». Удивительная по красоте мелодия (спокойная и мечтательная, с нотками грусти) рисует светлый образ горделивой и грациозной птицы. Один из первых показов сюиты состоялся в Париже 9 марта 1886 года. «Лебедь» имел оглушительный успех и в дальнейшем исполнялся на эстраде. Остальные пьесы композитор запретил издавать и исполнять, опасаясь прослыть автором «несерьезной» музыки. Запрет был снят только после смерти композитора, согласно его завещанию.


Сергей Ролдугин (виолончель) – Народный артист России, профессор. Выпускник Ленинградской консерватории (класс профессора Анатолия Никитина). Лауреат Международного конкурса «Пражская весна» (1980). С 1974 по 1984 гг. - артист оркестра Ленинградской филармонии им. Д.Д.Шостаковича под управлением Евгения Мравинского. С 1984 по 2003 гг. - первый солист-концертмейстер группы виолончелей оркестра Мариинского театра. С 2004 года занялся дирижерской деятельностью. Приглашенный дирижер Мариинского театра. Выступает с ведущими симфоническими оркестрами в России и за рубежом. С 2006 года Сергей Ролдугин является художественным руководителем созданного по его инициативе Санкт-Петербургского Дома музыки. В 2011 году за большой вклад в отечественное музыкальное искусство и подготовку музыкально-педагогических кадров награжден Орденом Почета. В 2016 году – орденом Александра Невского. В 2017 году – казахским Орденом «Достык» (Орден Дружбы) ІІ степени, в 2021 году - орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Андрей Тарануха (ударные инструменты), 18 лет – выпускник Лицея Искусств «Санкт-Петербург» (класс Заслуженного работника культуры РФ Бориса Эстрина). С 2023 года – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Лауреат I премии II Международного конкурса молодых музыкантов «Art-Premium Awards» (Санкт-Петербург, 2016). Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля «DrumsFest Russia» (Москва, 2016). Победитель IV Международного конкурса исполнителей на ударных инструментах (Санкт-Петербург, 2022).

 

28 Февраль 2024




Решаем вместе
Сложности с получением "Пушкинской карты" или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите - решим!